
СКАЗКОТЕРАПИЯ ПРОТИВ ДЕПРЕССИИ
Что такое сказка? История, рассказанная вам в детстве. Духовное наследие, оставленное нам предками. А еще — это способ постижения тайн древности, банк жизненных ситуаций и кладезь житейской мудрости.
Психологи обнаружили, что сказка лечебна и разработали новый метод психотерапии — сказкотерапию. Как работает этот метод, нам рассказал его практик Роман Кандибур.
— Почему Вы решили заняться сказкотерпией? Приятно ощущать себя сказочником?
— Да. Одно время я был в лагере вожатым, работал с молодежью. Детей надо было как-то заинтересовывать и при этом передавать им какую-то информацию. Тогда я прочитал книгу «Креативная психотерапия». Постепенно я пришел к сказкотерапии. В современном контексте это методология психотерапии. А вообще метод сказкотерапии очень древний. С давних времен сказки рассказывают во всех странах мира.
— Как происходит сам процесс?
— Можно работать как индивидуально, так и с группой. Есть несколько основных подходов. Первый — это использование уже существующих народных сказок, второй — когда клиент сам пишет свою сказку. Если я понимаю, какая основная травма у человека, то я могу подобрать такую сказку, сюжет которой затрагивает его внутренний конфликт и может помочь его разрешить. Но так работа проходит на более поздних стадиях, когда уже понятны мотивы клиента, основные сюжеты, которые подходят для него.
— Вы ставите своим «пациентам» какие-то определенные условия?
— Нет, зачем? Доказано, что любой человек, который достиг трехлетнего возраста, может сам сочинять и рассказывать сказки. Это универсальная способность.
— И что происходит? Вот у человека есть какая-то проблема, он сочиняет сказку, и…
— Проблема решается! Похоже на чудесное избавление, но такова сила сказки. Конечно, не все проблемы могут так решиться, многие требуют долгосрочной работы, но те, что лежат на поверхности, — решаются. Я много раз видел, как это происходит.
— Например?
— Например, девушка не может решить, остаться ей с парнем или нет. Она видит перед собой только эти два варианта развития событий и не может выбрать. Мы переносим эту ситуацию в сказочное пространство и там ее прописываем. И выясняется, что вариантов намного больше, их может быть сколько угодно. А потом я делаю возврат из сказки в реальную жизнь, и человек понимает: в жизни вариантов тоже больше, чем два. Часто мы стараемся свести мир к бинарной системе, и это усложняет выбор. Жизнь намного разнообразнее. Нам в многоплановом мире жить тревожнее, потому что неопределенности больше, — но ведь в нем и возможностей больше!
Сказка — это творчество, доступное каждому человеку.
— Какие проблемы можно решить с помощью сказкотерапии?
— Сказка — это инструмент, с помощью которого можно решить многие проблемы. В моем опыте сказкотерапия помогает с проблемами выбора, с трудностями при общении, с сексуальными проблемами, семейными трудностями, с заниженной-завышенной самооценкой, стрессами и многим другим.
Иногда бывает так, что сказкотерапия не подходит клиентам на определенных этапах терапии. Ведь работа в формате сказки требует образного мышления, и если человек очень рациональный, то вначале он может скептически отнестись к процессу сказкотерапии. С такими клиентами я обращаюсь к сказке на более поздних этапах, если вообще обращаюсь. Также сказкотерапия может быть не эффективна, если человек очень склонен к фантазиям, если ему свойственно придумывать воздушные замки, уходить от реальности. С таким клиентом наоборот стоит сосредотачиваться на фактах, тем самым «заземляя» его.
— Вы как-то направляете человека в процессе написания сказки? Помогаете ему?
— В сам процесс написания я не вмешиваюсь. Но после того как сказка уже написана и я вижу, что проблема не решилась, я могу предложить продолжить сказку или добавляю в нее какие-то новые элементы.
— А человек сам понимает, что вот написал сказку — и она помогла, есть эффект?
— Вопрос же не в понимании, а в переживании. Что такое проблема? Это когда чувства отдельно, разум отдельно. А когда проблема решается — это сразу чувствуется, это выброс энергии, особое переживание — инсайд!
— На Новый Год принято наряжаться Дедом Морозом и Снегурочкой и другими сказочными персонажами. Это тоже способ релаксации?
— Во многих странах существует карнавальная традиция. Люди в определенные дни и моменты переодевались и играли не себя. В Греции во времена древних мистерий люди играли богов. А в Венеции на карнавалах бедные играли богатых, а богатые — бедных. Это важный момент для психики. Возможность побыть кем-то другим, а потом вернуться к самому себе, но уже обогащенному новым опытом и освобожденному от старого напряжения. Поэтому это хорошо, когда люди в праздничные дни хотят поиграть в кого-то другого.
В 99,9% случаев мы сами справляемся со своими психологическими проблемами.
— Когда надо обращаться к психотерапевту?
— В 99,9% случаев мы сами справляемся со своими проблемами. Но если очень сильные переживания и сильная боль — тогда человеку трудно пережить их самому. Часто нам помогают друзья и родственники. За помощью к психотерапевту стоит обращаться, когда все способы уже перепробованы.
— Когда человек пишет сказку, он делает себя главным героем?
— С точки зрения психологии все в его сказке и есть сам человек. Даже описание леса, дома, Бабы-Яги и доброго молодца — проявления автора.
— Вы работаете не только индивидуально, но и с группами. Как происходит групповая терапия? Каждый пишет свою сказку или создается общая сказка?
— По-разному: и каждый пишет свою, и мы проигрываем одну сказку.
— Вы назначаете, кто будет елочкой, кто вороной, а кто прекрасной принцессой?
— Я не беру на себя роль главного. Я могу организовать процесс, но никого не принуждаю. Каждый выбирает себе ту роль, какую хочет. Я могу делать только какие-то корректировки в процессе игры.
— Наверно, бывает так, что несколько человек хотят быть принцессами и никто не хочет быть Бабой-Ягой?
— И это хорошо. Трения — это энергия, процесс. Значит, есть желание что-то сделать. В процессе работы они решаются.
Если написание не привело к облегчению, то драматизация и исследование трагической развязки может привести к нужному результату. Обычно мы драматизируем сказку, у которой нет конца. Переживания не дают человеку возможности увидеть конец сюжета. И тогда мы проигрываем разные концовки. Как это происходит? Я прошу автора, который в данном случае является режиссером-постановщиком, назначить на роли участников группы. Я просто помогаю, вношу коррективы. Происходит драматизация сюжета, и очень часто переживания в момент проигрывания сказки помогают найти решение.
— Что Вы как сказкотерапевт можете пожелать нашим читателям в новом году?
— Желаю жить счастливо, и, может быть, чтобы иногда явь становилась сказкой, а сказка — явью. И чтобы в ваших будничных заботах всегда оставалось место для чуда и улыбки.
Наталья СЕГЕН